мне не хватает в закрытых садах воздуха, рвущего плоть... (с)
Захотелось поговорить о крестовых походах, точнее об одном, который меня особенно заинтересновал.
Если кто не знает, то крестовыми названы военные походы западноевропейских рыцарей на Восток с целью освобождения Гроба Господня, что в Иерусалиме, и соответственно уничтожения неверных. Во имя высокой цели рыцари нашивали на плащи изображение креста, откуда и взялось название.
Официальных походов было 8, но я тут упомяну только об одном, и то не совсем формальном. Произошло это в 1212-м году, когда во Франции и Германии начался массовый исход детей в возрасте от шести лет и до совершеннолетия. Сами они утверждали, что стремятся сделать то, чего не смогли их взрослые товарищи, т.е. освободить Гроб Господень. Они бросали все дела, собирались большими толпами и с песнопениями двигались на юг, к морю, чтобы там найти корабли и переправиться. Как утверждается в хрониках, стремление было таким сильным, что удержать детей не могли ни запреты родителей, ни засовы, они присоединялись к проходящим, бросая плуг и все дела, пускались в путь, не заботясь о пропитании и прочих вещах. Правда в те времена сострадания было больше, благодаря чему эти многие тысячи смогли добраться до портовых городов. Впрочем там им повезло горадо меньше - по разным источникам получилось найти от двух до семи кораблей, которых ествественно на всех не хватило. Впрочем о тех, кто попал на корбали, больше никогда не слышали. Они либо погибли в море, либо попали в рабство где-то далеко на юге.
Оставшиеся голодали и бедствовали, шли в услужение, так что в итоге из многих тысяч ушедших домой вернулись единицы.
В этом ужасном бедствии обвиняли прежде всего двух молодых людей, которые, как считается, и повели за собой остальных. Речь идет о кёльнском подростке по имени Николай и о святом отроке Стефане. Оба считались посланииками бога, и говорят, умели творить чудеса.
Впрочем, в качестве других версий упоминали также о том, что такое влияние на детей оказали мистики Старца Горы - повелиителя ассасинов.
Как бы то ни было, история получила продолжение, когда подобный мотив встречается в 1251 году во время похода пастушков, и позднее, когда с чем-то подобным связывали массовые отравления 1321-го года и последующую чуму середины 14 века.
Возможно, кто-то узнал в этом сюжете легенду о знаменитом Гамельнском крысолове. Согласно ей, музыкант, обманутый магистратом города Гамельна, отказавшимся выплатить вознаграждение за избавление города от крыс, с помощью колдовства увёл за собой городских детей, сгинувших затем безвозвратно.
Как один из вариантов происхождения легенды и приводят крестовый поход детей 1212-го года.